Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЕУШИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
40, С. 645-653 опубликовано: 18 июня 2020г.


ЛЕУШИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Находился при дер. Леушино Череповецкого у. Новгородской губ. (в 30 км к юго-западу от совр. г. Череповца Вологодской обл.), затоплен Рыбинским водохранилищем.

История

Сер. XIX в.- 1917 г.

Основанию Л. м. предшествовало возведение в 1,5 км к югу от дер. Леушино по указу Новгородской духовной консистории от 31 дек. 1859 г. небольшого деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи на средства помещиков Николая Николаевича и Глафиры Васильевны Каргопольцевых. 17 июня 1862 г. настоятель Воскресенского собора г. Череповца прот. Георгий Вознесенский освятил храм. Гатчинский купец Г. М. Медведев пожертвовал запрестольную икону «Похвала Пресв. Богородицы», к-рая прославилась как чудотворная. Известие об иконе привлекло в Леушино насельницу рыбинского Софийского мон-ря мон. Сергию (Нефедьеву), она решила организовать здесь обитель. В 1869 г. с.-петербургский купец И. М. Максимов купил Леушинское поместье на имя своей жены и разрешил поселиться в нем будущим инокиням. Общину возглавила крестьянка Агафья Викторова (в монашестве Агния).

11 янв. 1875 г. последовало «высочайшее соизволение», и 3 февр. был издан указ Синода об учреждении общины «в имении санкт-петербургской купеческой жены Пелагеи Максимовой с укреплением за общиной жертвуемого Максимовой имения» (Новгородские ЕВ. 1875. № 4. С. 11). 1 июня 1875 г. резолюцией митр. Новгородского и С.-Петербургского Исидора (Никольского) начальницей общины была назначена мон. Сергия, которая активно взялась за благоустройство обители: при ней были возведены 2 келейных корпуса. Но внутренние нестроения и интриги купцов Максимовых вынудили ее в 1877 г. попроситься на покой в Рыбинский мон-рь.

Следующей начальницей стала насельница Горицкого в честь Воскресения Господня монастыря мон. Леонтия (Коврова Мария Александровна). Под ее руководством была отремонтирована Иоанно-Предтеченская ц., построены 3 обширных 2-этажных келейных корпуса на каменных фундаментах, а также домовая ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя (освящен 15 сент. 1880), впосл. 1-й монастырский храм (Предтеченская ц. из-за наличия при ней приходского кладбища была оставлена за оградой обители). В 1881 г. мон. Леонтия, не выдержав внутренних неурядиц, попросилась на покой в Горицкий монастырь, после чего встал вопрос об упразднении общины.

Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
В февр. 1881 г. Новгородский и С.-Петербургский митр. Исидор направил в Леушино казначею Званского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря мон. Таисию (Солопову). В личной беседе митрополит сказал ей: «Эта община требует умного распоряжения, деятельного надзора; она мне надоела... я тебя четвертую назначаю, а если и ты не сделаешь ничего полезного, то я ее закрою…» (Таисия (Солопова). 2006. С. 102). Согласно утверждению игум. Таисии, к этому времени купцы Максимовы изменили свои планы и стремились, «чтобы общину закрыли, и земля, таким образом, осталась бы снова их собственностью, на которой и устроили бы они сыроварню, так как они торговали в Петербурге сыром и маслами, почему и от общины, и от меня требовали доставлять им масло; очевидно, и я, как и мои предместницы, на это не сдавались» (Там же. С. 106). Мон. Таисия, несмотря на конфликты с Максимовыми, благоустроила обитель. В 1881-1884 гг. были выстроены несколько келейных и хозяйственных корпусов, каменная ограда, подворье в Череповце с каменной часовней в честь иконы Божией Матери «Достойно есть». В июне 1884 г. Л. м. впервые посетил архиерей - еп. Старорусский Анастасий (Добрадин). 24 июня он освятил монастырскую ограду и возглавил крестный ход вокруг Л. м., впосл. ставший традиционным. Благоприятный отзыв епископа позволил мон. Таисии ходатайствовать о преобразовании общины в общежительный мон-рь.

Св. прав. Иоанн Кронштадский и игум. Таисия (Солопова). Фотография. Нач. XX в.
Св. прав. Иоанн Кронштадский и игум. Таисия (Солопова). Фотография. Нач. XX в.

Св. прав. Иоанн Кронштадский и игум. Таисия (Солопова). Фотография. Нач. XX в.
В июле 1885 г. определением Синода община была переименована в монастырь «с наименованием его Иоанно-Предтеченским Леушинским женским общежительным» (Новгородские ЕВ. 1885. № 18. С. 243). Соответствующий указ Новгородской духовной консистории был подписан 3 сент. 1885 г., а 1 окт. того же года мон. Таисия возведена в сан игумении; 8 нояб. в обители состоялся 1-й монашеский постриг. 19 окт. 1885 г. игум. Таисия получила разрешение на строительство каменного собора в честь иконы «Похвала Пресв. Богородицы» (1891) «на средства благотворителей и остаточную неокладную сумму» (Там же. № 20. С. 280). Для нового храма духовенство Софийского собора Новгорода пожертвовало частицы мощей святителей Новгородских Иоанна и Евфимия и прп. Антония Римлянина. Эти св. частицы были положены в раку, и над ними устроена резная сень. В собор была перенесена также чтимая икона Божией Матери. В 90-х гг. XIX в. игум. Таисией были основаны Успенский и Иоанно-Богословский скиты с домовыми храмами, подворья в С.-Петербурге и Рыбинске, пароходная пристань близ дер. Борки на р. Шексне, велось строительство корпусов, надвратной колокольни и домовой ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделом прп. Иоанна Рыльского.

21 янв. 1903 г. указом Синода Л. м. был причислен к 1-му классу наряду с новгородским в честь Сошествия Св. Духа на апостолов женским монастырем. В том же году прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) заложил каменный Троицкий собор (1906) с приделом прп. Серафима Саровского - последнюю крупную храмовую постройку на территории мон-ря. В 1905-1906 гг. из неиспользованных стройматериалов была возведена и 10 июля 1906 г. освящена прав. Иоанном Кронштадтским каменная часовня в честь Благовещения Пресв. Богородицы, в к-рой перед иконой Божией Матери «Запечная» велось неусыпаемое чтение канонов и акафистов. 2 янв. 1915 г. игум. Таисия скончалась, передав своей преемнице игум. Агнии (Благовещенской Анне Никитичне; 1868-1938) благоустроенную обитель.

Иконостас собора Похвалы Божией Матери. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Иконостас собора Похвалы Божией Матери. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.

Иконостас собора Похвалы Божией Матери. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.
В исторической литературе распространено ошибочное утверждение, что в Л. м. накануне революции 1917 г. подвизалось свыше 700 насельниц. Но, согласно монастырской ведомости (ГИАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4017а. Л. 426-538), в 1916 г. в нем проживало 460 насельниц, в т. ч. настоятельница-игумения, 2 игумении на покое, схимонахиня, 82 монахини, 75 послушниц, в 1918 г.- 443 насельницы. Кроме того, на территории Л. м. проживали и обучались воспитанницы леушинских церковно-учительской и 2-классной образцовой школ. При обители имелись иконописная, золотошвейная, чеканная и золотильная, рукодельная, ткацкая, башмачная, швейная мастерские. Насельницы занимались также прядением льна, шерсти, летом участвовали в полевых и огородных работах. Большинство икон для храмов Л. м., скитов и подворий были написаны своими иконописицами. 3 авг. 1913 г. 11 насельниц во главе с игум. Таисией были лично представлены имп. Николаю II Александровичу, имп. Александре Феодоровне и наследнику царевичу Алексию и вручили им вышитый стяг. Сама настоятельница представлялась членам имп. семьи 7 раз - случай редкий для игумении удаленного монастыря. Иногда сестры делали вышивки по просьбе прав. Иоанна Кронштадтского.

В 1898 г. в Л. м. была устроена богадельня, в к-рой на полном монастырском иждивении содержались 12 престарелых монахинь и немощных сестер. Имелась больница на 10 коек для монашествующих, медицинские работники вели прием местных жителей и выдавали им лекарства. Зав. больницей мон. Вероника (Астафьева) с разрешения епархиального начальства обучалась фельдшерству в Свято-Троицкой общине сестер милосердия С.-Петербурга. При Л. м. также существовала б-ка, состоявшая из 219 богослужебных книг и 929 книг для чтения.

В 1916 г. Л. м. принадлежало 1707 дес. 867 кв. саж. земли, преимущественно пожертвованной купцами Максимовыми; последний их вклад (848 дес. 537 кв. саж.) датируется 1899 г. В 1912 г. на средства обители был куплен покос на берегу Шексны площадью 6 дес. 189 кв. саж. Согласно отчету за 1916 г., дохода земля не приносила, т. к. не сдавалась в аренду, а обрабатывалась своими силами. Казенных средств Л. м. не получал, главным источником его содержания служило Петроградское подворье (ГИАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4306).

В храмах обители, скитов и подворий совершали богослужения 6 священников. Зав. церковно-учительской школой и 2 штатных монастырских священника служили в самом Л. м. Имелись штатные иереи при С.-Петербургском и Череповецком подворьях. Служба заштатного иерея в скитах оплачивалась из средств Л. м.

1917-2015 гг.

После 1917 г. власти предлагали выселить сестер из монастырских корпусов. Об этом 16 нояб. митр. Тифлисский и Бакинский Платон (Рождественский) от имени Синода телеграфировал новгородскому комиссару Временного правительства А. А. Булатову, который обещал принять срочные меры к защите насельниц. С той же просьбой обратились инокини Череповецкого подворья к Военно-революционному комитету (ВРК), к-рый направил 3 безоружных солдат, сумевших успокоить зачинщиков беспорядков. К 23 нояб. 1917 г. угроза погрома была снята, но череповецкий уездный комиссар Временного правительства, также предпринявший попытку защитить Л. м., подвергся репрессиям со стороны ВРК. В 1918 г. в состав Гос. фонда были изъяты все лесные дачи обители. Учительская жен. школа отошла в ведение органов народного образования Союза коммун Северной обл., 2-классная образцовая и одноклассная церковноприходская стали подчиняться управлению местных земских органов. 23 июня 1918 г. было получено предписание от Череповецкого губернского комиссариата о предоставлении помещений под контору на 100 чел. и под квартиры служащих и семейств эвакуированного Онежского завода серной кислоты. Вскоре все монастырские здания за оградой, включая гостиницы, пришлось передать под квартиры служащих.

В 1919 г. под давлением властей насельницы Л. м. были вынуждены «самореорганизоваться» в сельскохозяйственную трудовую артель, получив в распоряжение весь сельхозинвентарь и 560 дес. земли. Председательницей артели стала игум. Агния (Благовещенская), членами - насельницы. Председатель Петроградского церковного совета прот. Михаил Чельцов не только санкционировал данную «самореорганизацию», но и написал на представленном к утверждению экземпляре устава: «Иметь как образец в женских монастырях» (РиЦ. 1920. № 9/12. С. 59). Леушинская сельхозартель вскоре стала одной из лучших на территории Череповецкой губ. К 1920 г. сестры построили 1-ю в округе паровую электростанцию-мельницу, обеспечили существование при обители детской школы-коммуны «Новая жизнь», активно включились в кампанию по ликвидации безграмотности. Многочисленные проверяющие высоко оценивали деятельность артели и ее председательницы. Так, инспектор, посетивший Леушино 17 апр. 1921 г., отчитывался: руководитель артели (т. е. игум. Агния) «стоит звания Творца Нового Светлого Будущего Нашего Социалистического Отечества. Честь и слава членам Леушинской трудовой артели, достойным труженикам в нашей Молодой С[оветской] Республике». Чиновник Богданов отметил: несмотря на то что работницы «в черных клобуках ходят, а своей работой доказали, что они Красные Герои Труда» (ЧерМО. Ф. 8. Оп. 5. Л. 6-6 об.). В 1920 г. завгубземом Тимохин предпринял попытку добиться переименования Леушинской сельхозартели в коммуну; правда, «по несознательности членов (слово Коммуна для них отрицательное)» эта попытка не удалась (Там же. Л. 3 об.- 4). Несмотря на смену офиц. наименования, Л. м. в 1919-1923 гг. продолжал оставаться полноценной обителью. Не прекращались богослужения во всех монастырских и скитских храмах, сестры неуклонно соблюдали келейное правило. Регулярно проводились иноческие постриги. Только с 1919 по 1928 г., по неполным данным, было совершено 105 постригов, из них 10 в схиму. Последний постриг, зафиксированный в архивных документах, состоялся 20 марта 1928 г. При этом число насельниц постепенно сокращалось, достигнув к 1923 г. 350 чел. (настоятельница-игумения, схиигумения на покое, игумения на покое, 5 схимонахинь, 138 монахинь, 67 послушниц, 137 «проживающих по паспортам»).

В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, были арестованы игум. Агния и казначея Серафима (Щурова). В донесении прот. Александра Светловского в Череповецкое епархиальное управление (ЧЕУ) от 1 апр. 1923 г. сообщалось, что «игумения и казначея выбыли... Ключи от казенки находятся у настоятельницы, содержащейся в Череповце под арестом. В ее покоях, где хранились приходо-расходные книги, был обыск, часть бумаг увезена в Череповец, другие покои опечатаны» (ГАВО. Ф. 1010. Оп. 3. Л. 14). В 1923 г. игум. Агния была приговорена к высылке за пределы губернии и фактическое управление общиной Л. м. перешло казначее Серафиме. 2 марта 1923 г. территория Череповецкой губ., на которой располагался Л. м., решением обновленческого ВЦУ была отнесена к утвержденной им самостоятельной Череповецкой обновленческой епархии. Но в ведении обновленцев Л. м. оставался, по-видимому, недолго, т. к. в списке обновленческих монастырей, составленном ЧЕУ в 1928 г., он уже не упоминается.

В 1923 г. Леушинская сельхозартель была переименована в совхоз «Леушино», к-рый возглавил светский человек, притеснявший инокинь. Власти неоднократно предпринимали попытки найти замену монахиням. С этой целью в мае 1924 г. было произведено объединение совхоза «Леушино» и детской школы-коммуны (колонии) «Новая жизнь». Но эта реорганизация поставленных целей не достигла и впоследствии была отменена. Постепенно в распоряжение светских властей перешли постройки Л. м. В 20-х гг. XX в. в домовой Спасской ц. устроили клуб, в сев. корпусе с надвратной колокольней и домовой Скорбященской ц.- профтехшколу, в сев.-вост. корпусе - детскую колонию «Новая жизнь». В 1928 г. под давлением властей сестры отказались от Иоанно-Предтеченской ц. В окт. того же года было принято решение об их выселении с территории обители. В распоряжении инокинь были оставлены только Троицкий и Похвальский соборы, оба скита с домовыми храмами, небольшой корпус в вост. ограде, отведенный под богадельню, и неск. домиков за пределами мон-ря.

Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь после затопления. Фотография. 1950-е гг.
Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь после затопления. Фотография. 1950-е гг.

Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь после затопления. Фотография. 1950-е гг.
13 окт. 1929 и 5 янв. 1930 г. в окружной газ. «Коммунист» последовательно вышли статьи «Леушинская мразь» и «О том, как расследуют и опровергают газетные заметки», где действия заведующего, разрешившего монахиням работать в совхозе «Леушино», квалифицируются как «уголовное преступление» и предлагается срочно выселить инокинь с территории хозяйства. В нач. 1930 г. в с. Мякса из Череповецкого окрадмотделения было отправлено письмо с пометкой «Срочно. Секретно» с требованием принять меры к выселению монахинь с территории совхоза «Леушино». 4 февр. всем сестрам, в т. ч. проживавшим в Успенском и Иоанно-Богословском скитах, было объявлено требование в 10-дневный срок выселиться из келий и покинуть Леушинский край (всего оставалось 154 насельницы). Судя по информации из офиц. письма в окрисполком, датируемого 23 апр. 1930 г., выселение инокинь затянулось: «Президиум Мяксинского РИКа сообщает, что схимницы, монашины находятся в Леушине, выселения последних не было вследствие того, что РИК не имеет до сего времени распоряжения, куда выселять». Изгнанные монахини проживали в ближайшем к Леушино селении или возвращались на родину. Их отъезд позволил властям закрыть в 1931 г. Троицкий собор и обе скитские церкви. В февр. 1932 г. были репрессированы бывшие насельницы, не пожелавшие покинуть Леушино, в т. ч. юродивая мон. Нектария. Проживавших на территории Ленинградского подворья сестер во главе с игум. Агнией арестовали. Совхоз «Леушино» был закрыт, монастырские корпуса переданы в распоряжение школы для трудновоспитуемых (ЛОШТВ № 3), общее число воспитанников к-рой к 1938 г. составило 370 чел. В 1935 г. постановлением президиума Леноблисполкома собор Похвалы Пресв. Богородицы был закрыт и передан школе трудновоспитуемых детей; 14 сент. на совместном заседании ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве гидроузлов у Рыбинска и Углича. В 1937 г. подпорный уровень Рыбинского водохранилища было решено увеличить с 98 до 102 м, в результате чего территория Л. м. попала в зону затопления. Постановлением оргкомитета ВЦИК по Вологодской обл. от 29 окт. 1938 г. Леушинскую школу с особым режимом (бывш. ЛОШТВ № 3) решено эвакуировать из зоны затопления. Часть ее воспитанников предлагалось разместить в корпусах упраздненных Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи и Григориевого Пельшемского Лопотова в честь Собора Пресв. Богородицы мужских монастырей Вологодской обл., а еще 100 чел. направить за пределы области. В 1941 г. началось затопление ложа Рыбинского водохранилища, завершившееся к 1947 г. Остовы Похвальского собора и колокольни Л. м. еще нек-рое время возвышались над поверхностью воды.

В память о Л. м. по благословению архиеп. Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) 6-7 июля в с. Мякса Череповецкого р-на, расположенном на берегу Рыбинского водохранилища, ежегодно отмечается престольный праздник Л. м., получивший название «Леушинские стояния», а в субботу, ближайшую к 17 сент., проводится ежегодный крестный ход в дер. Парфеново Череповецкого р-на, где сохранился старинный собор Парфеновского монастыря (дочерней обители Л. м.). 11 сент. 2014 г., в день праздника в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, благочинный Череповецкого окр. иером. Флавиан (Митрофанов; впосл. епископ Череповецкий и Белозерский) принял решение о возрождении мон-ря в с. Мякса и назначил начальницей буд. обители мон. Кириллу (Червову). 14 июня состоялось освящение нового деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в с. Мякса. 16 сент. 2015 г. возрождающаяся обитель, в которой проживало неск. сестер, получила статус Архиерейского подворья.

Храмы и другие постройки

К нач. XX в. на территории Л. м. находилось 5 храмов. Каменный собор Похвалы Пресв. Богородицы с приделами арх. Михаила и свт. Николая Чудотворца строился по проекту известного архит. М. А. Щурупова (1815-1901). Центральный придел освящен 8 сент. 1891 г., боковые - 9 сент. в сослужении архиеп. Ярославского и Ростовского Ионафана (Руднева), Орловского и Севского еп. Мисаила (Крылова) и Старорусского еп. Антония (Соколова). В склепе, к-рый устроили еще при жизни матушки, с разрешения высокопреосвященного Исидора была похоронена игум. Таисия (Новгородские ЕВ. 1915. № 6. С. 222). Изначально собор не был оштукатурен. Таковым он зафиксирован на фотографии (1909), сделанной С. М. Прокудиным-Горским. Но в 1910 г. из-за начавшегося разрушения наружных кирпичей его пришлось оштукатурить.

Собор Похвалы Божией Матери. 1815–1901 гг. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Собор Похвалы Божией Матери. 1815–1901 гг. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.

Собор Похвалы Божией Матери. 1815–1901 гг. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Надвратная колокольня. 1898 г. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Надвратная колокольня. 1898 г. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.

Надвратная колокольня. 1898 г. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Троицкий собор освящен 18 мая 1906 г. архиеп. Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным), придел прп. Серафима Саровского - 10 июля прав. Иоанном Кронштадтским. 6 марта 1931 г. закрыт, постановлением президиума Ленинградского облисполкома передан мастерской профшколы. В 20-х гг. ХХ в. была закрыта и переоборудована под клуб домовая Спасская ц. (1880), в здании домовой Скорбященской ц. с приделом прп. Иоанна Рыльского при богадельне разместилась профтехшкола. Деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1862), располагавшийся за оградой Л. м., в 1876 г. был передан в распоряжение Леушинской общины, в 1877 г. отремонтирован (обшит тесом, выкрашен, в нем устроено печное отопление), в 1899 г. вновь отремонтирован, оштукатурен, выкрашен на средства с.-петербургской купчихи У. Сорокиной. В нач. ХХ в. из-за тесноты в церкви богослужения совершались всего 2 раза в год. В храме покоился прах его устроительницы помещицы Г. В. Каргопольцевой. 12 янв. 1929 г. постановлением президиума Ленинградского облисполкома Предтеченский храм был закрыт, в 1930 г. разобран.

В Л. м. имелось 7 корпусов внутри ограды и 10 в одной связи с оградой, в основном 2-этажных, на каменных либо кирпичных фундаментах. Недалеко от настоятельского корпуса находилась каменная Благовещенская часовня (1906), за оградой - 2-этажная гостиница для паломников, церковноприходская школа, дома для причта и т. д. Обитель украшала высокая надвратная колокольня (1898), построенная в сев. ограде.

Скиты и подворья

Успенский скит. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Успенский скит. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.

Успенский скит. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Близ Л. м. располагались 2 скита. Успенский скит (называемый еще Савинский) был в 1,5 км к юго-западу от монастыря. Основание его связано с необходимостью переноса кладбища на новое место. 18 сент. 1887 г. указом Новгородской духовной консистории игум. Таисии разрешалось «открытие монастырского кладбища и устроение на этом кладбище часовни с 6 небольшими кельями для помещения стариц для наблюдения за порядком и чтения Псалтири по усопшим» (Новгородские ЕВ. 1887. № 6. С. 92). Указом от 19 окт. 1890 г. дозволено пристроить алтарь к скитской часовне на средства старицы Екатерины Федоровны Харюковой (схимонахини, проживавшей в скиту). 1 окт. 1891 г. состоялось освящение Успенского скитского храма. Все постройки скита были деревянные, за исключением каменной надвратной колокольни, устроенной на средства подполковничьей вдовы Киселёвой в 1914 г. Рядом с колокольней с зап. стороны в 1916 г. находилась часовня св. кн. Александра Невского, а с восточной - сторожка. В Успенский скит на престольный праздник (15 авг.) ежегодно совершался крестный ход из Л. м. Среди посетителей скита - сщмч. Владимир (Богоявленский), еп. Старорусский. Иоанно-Богословский скит (называемый «Крестик») располагался в 1 км к юго-востоку от монастыря. В 1893 г. игум. Таисия выстроила там небольшую часовню с кельей. В 1899 г. в часовне устроили алтарь. В июле 1899 г. освящение Иоанно-Богословского храма совершил прав. Иоанн Кронштадтский. Один из паломников указал, что со временем скит превратится в большой мон-рь (Там же. 1911. № 29. С. 958). Все постройки скита были деревянные, за исключением отдельно стоящей каменной колокольни (1910). Ежегодно 8 мая (на престольный праздник) совершался крестный ход вокруг скитской ограды. После выселения монахинь из Л. м. большинство инокинь жили в скитах. Постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 6 марта 1931 г. скиты были закрыты.

Значительные комплексы построек Л. м. находились в С.-Петербурге, Череповце и Рыбинске.

Подворье в С.-Петербурге. 1894 г. Фотография. 2013 г.
Подворье в С.-Петербурге. 1894 г. Фотография. 2013 г.

Подворье в С.-Петербурге. 1894 г. Фотография. 2013 г.
В столице, на Бассейной ул. (ныне ул. Некрасова, 31), располагалось самое крупное подворье, к-рое, согласно отчету за 1916 г., являлось главным источником содержания мон-ря. В дек. 1893 г. игум. Таисия приобрела у И. Бобкова за 7700 р. участок земли с небольшим ветхим домом. Каменное здание возводилось по проекту архит. Н. Н. Никонова (1849-1918), автора проекта комплекса построек с.-петербургского во имя прп. Иоанна Рыльского монастыря. На 1-м этаже подворья у входа находилась часовня, в нижней и средней части - жилые и хозяйственные помещения, наверху - храм ап. Иоанна Богослова с приделом вмц. Варвары. 21 нояб. 1894 г. главный престол был освящен еп. Никандром (Молчановым) в сослужении прав. Иоанна Кронштадтского, ризничего Александро-Невской лавры архим. Гедеона, протоиерея Казанского собора Николая Головина и др. священнослужителей. 11 дек. 1894 г. архиеп. Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев) освятил придел вмц. Варвары. На подворье многократно совершал богослужения прав. Иоанн Кронштадтский. После революции подворье получило статус приходского храма, 8 мая 1930 г. постановлением президиума Ленинградского облисполкома его закрыли; но монахини продолжали проживать на территории подворья. 18 февр. 1932 г. последние 16 сестер во главе с игум. Агнией были арестованы. В 1995 г. митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв) обратился к городским властям с просьбой вернуть комплекс бывш. подворья. В 1999 г. была зарегистрирована община, в июле 2000 г. в храме возобновились регулярные богослужения. 9 окт. того же года, на престольный праздник, была совершена 1-я литургия в историческом алтаре храма, где сохранилось основание престола. В 2007 г. РПЦ были возвращены нижние 2 этажа здания, до этого принадлежавшие диспансеру. 9 сент. 2007 г. на 1-м этаже вновь открылась часовня.

В С.-Петербурге, на Московском шоссе, 32, на участке, пожертвованном рыбинской купеческой вдовой М. И. Боровковой, имелось 2-е монастырское подворье. Самое раннее упоминание о нем содержится в письме прав. Иоанна Кронштадтского игум. Таисии от 28 июля 1902 г.: «Постройка твоя за Московскими воротами идет успешно» (Письма. С. 56). Из отчета за 1916 г. известно, что «в дополнение к Петроградскому подворью по недостаточности помещения для хозяйственных служб приобретено место за Московской заставой, мерою 625 кв. саж., на котором возведена постройка каменного двухэтажного дома со службами на нижнем этаже» (ГИАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4306). Здание подворья сдавалось в аренду за 1000 р. в год. К 2015 г. на его месте стоял дом сер. XX в. (Московский проспект, 174).

Второе по величине подворье располагалось на ул. Крестовской (ныне угол улиц Ленина и Луначарского) Череповца. Участок земли для него игум. Таисия приобрела за 600 р. вскоре после переезда в Леушино и выстроила каменную часовню. 18 марта 1883 г. Новгородская духовная консистория разрешила устройство «на принадлежащем общине месте в Череповце вместо настоящего примыкающего к часовне общины маленького ветхого домика нового деревянного дома с мезонином на средства благотворителей» (Новгородские ЕВ. 1883. № 7. С. 86). В 1883 г. в Череповец с Афона была доставлена заказанная игум. Таисией икона Божией Матери «Достойно есть». Протоиерей Воскресенского собора г. Череповца Косма Соловьёв освятил часовню в честь этого образа. Вскоре на месте часовни была устроена деревянная ц. в честь Сретения Господня (1894) с колокольней (нач. ХХ в.). После 1917 г. Сретенская ц. получила статус приходской, монахини проживали при ней до закрытия храма. В 1925-1930 гг. Сретенская ц. являлась главным тихоновским храмом в Череповце, с 1928 г.- кафедральным собором Череповецкого вик-ства Новгородской епархии юрисдикции Патриаршей Церкви и единственным храмом Череповца, не уклонившимся в раскол. Сретенский храм был закрыт постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 7 февр. 1930 г. и переоборудован под пионерский клуб; снесен в 60-х гг. XX в.

В Череповце Л. м. принадлежал также участок земли, располагавшийся недалеко от р. Ягорбы, к-рый в 10-х гг. XX в. был пожертвован устраиваемой силами игум. Таисии Антониевой Черноезерской пуст. На городском вокзале была построена часовня свт. Николая Чудотворца, освященная 28 мая 1905 г. прав. Иоанном Кронштадтским. В 90-х гг. XX в. здание было отреставрировано, в нем устроен алтарь и стали проводиться богослужения. В июне 2014 г. по указу еп. Вологодского и Великоустюжского Игнатия (Депутатова) открыли самостоятельный церковный приход и часовня получила статус храма. В 1914 г. игум. Таисия выстроила деревянную на каменном фундаменте ц. свт. Николая Чудотворца для железнодорожников, располагавшуюся в 100 м от вокзала (ныне угол улиц Комсомольской и Максима Горького). Храм был освящен 5 окт. 1914 г. архиеп. Новгородским и Старорусским Арсением (Стадницким), в 1918 г. закрыт, в 1922 г. переоборудован под клуб железнодорожников, в 60-х гг. XX в. снесен. В отчете за 1916 г. Николаевская ц. названа «подворской» наряду с Иоанно-Богословской в С.-Петербурге и со Сретенской в Череповце.

В кон. XIX в. Рыбинск являлся ближайшим к Л. м. крупным транспортным узлом и центром хлебной торговли. Поэтому игум. Таисия решила приобрести здесь место, где бы могли останавливаться монахини, занимавшиеся закупкой провианта. В 1890 г. рыбинский помещик С. В. Михалков уступил участок для подворья на территории усадьбы Петровское. Вскоре здесь были выстроены каменная часовня прп. Сергия Радонежского (небесного покровителя жертвователя) и небольшой деревянный дом для сестер, состоявший из 3 келий и кухни. Но это место было не очень удобно, т. к. располагалось за Волгой. Игум. Таисия стала искать участок в центре города. В кон. 90-х гг. XIX в. купеческая вдова Боровкова предложила ей принять в дар угловое место с большим 2-этажным полукаменным домом, с каменным флигелем, с отдельными погребами, с сараями и общей прачечной в 18-м квартале, на углу Крестовой и Конюшенной улиц. В 1900 г. был инициирован процесс передачи строений. В 1902 г. сделка была заключена, имущество оценено в 2727 р. Согласно договоренности, после передачи строений Боровкова продолжала по меньшей мере до 1914 г. пользоваться всеми доходами от сдачи в наем жилья и оплачивала расходы на его содержание. В непосредственное распоряжение сестер поступил каменный флигель. В собственности Л. м. указанный участок значится в 1902-1918 гг. На основании предписания Рыбинского РИК от 13 нояб. 1923 г. дом № 98 (по новой нумерации № 86) по ул. Крестовой был муниципализирован. К 2015 г. он находился в частной собственности и использовался под арт-кафе.

Монастырская пароходная пристань с часовней располагалась в 10 км от Л. м., на берегу р. Шексны, близ дер. Борки. В отчете за 1916 г. названа в числе монастырских подворий. Устроена в 1890 г. для удобства высадки пассажиров, прибывавших в Л. м. на водном транспорте. Игум. Таисия заручилась обещанием местных судовладельцев Милютиных приставать к пристани всем пароходам, проплывавшим мимо нее, и стоять тут «для слушания молебного пения о плавающих и путешествующих». Молебны совершали нанятый мон-рем священник и монастырские певчие. Для проживания клириков и богомольцев на берегу Шексны, на земле, принадлежавшей крестьянам дер. Борки, были построены 2 дома, 1-этажный и 2-этажный. Для пения молебнов на правой стороне пристани в доме, над крышей к-рого красовалась небольшая главка с крестом, была оборудована просторная, увешанная иконами комната. Над пристанью помещалась большая доска с врезанной иконой Казанской Божией Матери и надписью: «Пристань Леушинского женского монастыря».

Трудами игум. Таисии Л. м. стал крупным образовательным центром. В 1916 г. при нем имелись 3 школы: церковно-учительская, 2-классная образцовая со 163 воспитанницами и церковноприходская для 52 мальчиков и девочек. Школы содержались вначале на собственные средства Л. м., затем на субсидии Училищного совета при Синоде. Церковноприходская школа была основана в 1881 г., вскоре после переезда мон. Таисии (Солоповой) в Леушино. Начало церковно-учительской и 2-классной образцовой (ставшей подготовительным отд-нием для первой) школам было положено в 1885 г., когда мон. Таисия по благословению митр. Исидора (Никольского) на территории Л. м. устроила приют для девочек из духовного сословия отдаленных уездов Новгородской епархии с училищем при нем. В 1891 г. для школы была составлена программа 5-летнего теоретического курса и 6-го года обучения в виде практической подготовки к учительству в церковноприходской школе. В 1892 г. Синод утвердил устав с правом преподавания выпускниц в церковноприходских школах. В 1896 г. училище зачислено в разряд второклассных. В 1897 г. получило статус церковно-учительской школы. С 1902 г. преподавательский состав церковно-учительской школы включал: заведующего (протоиерея с академическим образованием) и 6 учительниц; в 2-классной образцовой школе преподавали законоучитель (местный священник) и 4 учительницы. Учащиеся делились на неск. категорий. В 1916 г. в церковно-учительской школе было 27 своекоштных воспитанниц, 36 казенных стипендиаток, стипендиатка архиеп. Гурия, монастырская стипендиатка. В 2-классной образцовой школе обучалось 69 своекоштных воспитанниц, 17 казенных стипендиаток, 4 монастырских и 8 т. н. приходящих учениц.

Участие Л. м. в учреждении и возобновлении женских обителей

Игум. Таисия и леушинские сестры принимали активное участие в основании, возобновлении и благоустройстве по меньшей мере 8 женских монастырей. Во-первых, это монастыри, возобновленные игум. Таисией по просьбе Новгородских архиереев: Ферапонтов Белозерский в честь Рождества Пресв. Богородицы монастырь Кирилловского у. (возобновлен в 1903), Антониева Черноезерская в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь Череповецкого у. (возобновлена в 1911). Обители восстанавливались почти исключительно трудами леушинских насельниц. Во-вторых, это монастыри, устроенные игум. Таисией по инициативе и благословению прав. Иоанна Кронштадтского: Воронцовский Благовещенский мон-рь Псковской губ. (основан в 1898, получил статус мон-ря в 1899) и Сурский во имя ап. Иоанна Богослова монастырь (основан в 1899, получил статус мон-ря в 1900). Первые их настоятельницы и мн. насельницы также начинали свой путь в Л. м. Наиболее тесную связь с Л. м. имел Парфеновский мон-рь Череповецкого у. Первой его настоятельницей и устроительницей стала постриженица Л. м. игум. Руфина (Соснина Параскева Филипповна), прибывшая в Парфеново в июне 1902 г. с 5 леушинскими сестрами. 30 июня 1902 г. 1-й храм обители в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» освятил прав. Иоанн Кронштадтский по просьбе игум. Таисии. Парфеновская обитель заимствовала устав и порядки Л. м., и поэтому дореволюционные авторы священники А. Светловский и Иоанн Орнатский назвали ее в числе мон-рей, устроенных тщанием игум. Таисии. Настоятельницей Полновского Успенского монастыря Валдайского у. Новгородской губ. являлась постриженица Л. м. игум. Илария, при которой Полновская община была преобразована в монастырь. Первой начальницей и устроительницей Филаретовой пуст. Устюженского у. Новгородской губ. являлась игум. Филарета (Соловьёва Ольга Герасимовна), которая в течение нескольких лет подвизалась в Л. м. После ее назначения начальницей Филаретовой общины многие из леушинских насельниц перешли в названную обитель. Наконец, в-четвертых, это с.-петербургский Иоанновский монастырь (основан в 1900 первоначально как подворье Сурского монастыря). Игум. Таисия принимала активное участие в его судьбе. В частности, она помогла прав. Иоанну Кронштадтскому найти участок земли для новой обители. Первая настоятельница и устроительница Иоанновского монастыря игум. Ангелина (Сергеева Анна Семеновна) приняла монашеский постриг на Леушинском подворье в С.-Петербурге.

В ряде источников указывается на участие игум. Таисии в устройстве Вауловского Успенского скита Ярославской губ., но документов, подтверждающих это, не обнаружено. Вауловский скит обустраивался исключительно трудами игум. Ангелины и прав. Иоанна Кронштадтского.

Святые и подвижники благочестия

С Л. м. связаны имена 2 канонизированных святых и нескольких подвижников благочестия. Игум. прмц. Серафима (Сулимова) в Л. м. начала иноческий путь, была пострижена в монашество, с 1902 г. служила казначеей, в общей сложности подвизалась в Леушино ок. 30 лет, после чего была назначена настоятельницей Ферапонтова монастыря; в 1918 г. расстреляна. Димитрий Павский в 1903 г. был рукоположен во священника (впосл. прот. сщмч. Димитрий) и назначен заведующим Леушинской церковно-учительской школой. О подвижнической деятельности и молитве игум. Таисии (Солоповой) неоднократно свидетельствовал прав. Иоанн Кронштадтский (Таисия (Солопова). 2006. С. 143).

Евдокия Родионова (Родимая; 4 авг. 1803, дер. Б. Новинка Череповецкого у.- 1886) с 17 лет вела странническую жизнь, юродствовала, затем переселилась в Леушино. Отличалась даром прозорливости: считается, что предвидела убийство имп. Александра II Николаевича, приезд в общину новой настоятельницы игум. Таисии. Еще за год до ее назначения расхаживала по мон-рю, размахивая палками, покрикивая и припевая: «Таисья больше всех,- кланяйтесь ей. Ха-ха-ха. Таисья больше всех». Когда стало известно об увольнении мон. Леонтии, сестры спрашивали у блаженной, кто будет их новой начальницей. И как-то, юродствуя, она сказала им: «А вот коли приедет к нам начальница с колоколом, то будет нам мама, а коли без колокола будет,- обратно отошлем; нам, мол, с колоколом надо, к Благовещенью звонить надо». Игум. Таисия действительно прибыла в Леушино с колоколом, пожертвованным мологской купчихой Гамулиной, и зазвонили в этот колокол в первый раз на праздник Благовещения. Игум. Таисией составлено подробное жизнеописание старицы Евдокии.

Подвижница Дарья Гавриловна Погодина (мон. Исидора; ок. 1833, с. Досифеева Пустынь Череповецкого у.- ?) в 1856 г. поступила в каргопольский Успенский монастырь Олонецкой губ., в 1895 г.- в Л. м. Во время болезни приняла тайный постриг в монашество. Отличалась даром прозорливости.

Мон. Нектария (Анучина Ольга Николаевна; 1869, г. Симбирск - ?) род. в семье дворянина, окончила Мариинскую гимназию. 14 авг. 1902 г. поступила в Л. м., где преподавала географию и историю в церковно-учительской школе. 25 нояб. 1909 г. приняла монашеский постриг, стала юродствовать. Отличалась даром прозорливости. В воспоминаниях кирилловского старца Александра Федоровича Грошева, записанных в 1976 г. историком-краеведом А. Трофимовым, сказано, что «ездили к ней архиереи, беседовали, спрашивали совета, особенно когда настало трудное время для Церкви… Когда зашел в ее келлию, кровати не увидел - спала на досках, на полу, сидя. Подремлет, прислонившись к стене, и снова молится. К ней много народа ездило, особенно в 20-х годах. Мне она многие забытые грехи сказала. Помнится, говорит: «Думаешь, это не грех, а это большо-о-ой грех». И говорит, как все было. Потом сказала, как буду жить, где, какие большие скорби ожидают. Рассказала, как была восхищена во сне на небо. Там увидела усопших младенцев. Они играют в веночках, кругом цветы, птицы летают, такое чудесное пение, красота неописуемая. Видела прекрасные храмы, в которых служили священники в митрах» (Мальцев. Леушинский монастырь в годы гонений. 2010. С. 17-18). По словам старожилов, мон. Нектария предсказала закрытие леушинских храмов и разорение обители. 29 февр. 1932 г. арестована сотрудниками Мяксинского райотдела ОГПУ, 17 марта коллегией ОГПУ по Ленинградской обл. осуждена по статьям 58-10, 58-11 за «антисоветскую агитацию» и приговорена к 3 годам ИТЛ. Содержалась в Темниковском лагере (пос. Явас Мордовской АССР). 22 марта 1933 г. коллегией ОГПУ по Ленинградской обл. была досрочно освобождена без права проживания в Москве, Ленинграде, 10 крупнейших городах страны. Дальнейшая судьба неизвестна.

Многие из священнослужителей и насельниц Л. м. были репрессированы в советские годы, в т. ч. игум. Агния (Благовещенская; † 25 янв. 1938), мон. Анфия (Жукова Анна Федоровна; † 21 сент. 1937), предпоследний священник собора Похвалы Пресв. Богородицы игум. Серафим (Жизнин; † 9 окт. 1937), скончавшиеся в тюрьмах бывш. клирики с.-петербургского Леушинского подворья Иоанн Орнатский и Феодор Окунев и др.

Прав. Иоанн Кронштадтский впервые посетил Л. м. 16 июля 1891 г. по приглашению игум. Таисии и после этого почти ежегодно по пути с родины (с. Сура Пинежского у.) навещал обитель, задерживаясь в ней, по утверждению игум. Таисии, «на несколько дней, а иногда и недель» (Таисия (Солопова). 2006. С. 145). В Л. м. он совершил закладку Троицкого собора, Иоанно-Богословского скита, Благовещенской часовни, освятил Иоанно-Богословский скитский храм, придел прп. Серафима Саровского Троицкого собора, Благовещенскую часовню. В одной из бесед с игум. Таисией он сказал: «Легко служить в твоем соборе... Вообще у тебя хорошие сестры, хорошая обитель, и не оскудеет она милосердием Божиим» (Там же. С. 151). Игум. Таисия и сестры регулярно обращались к святому с просьбой помолиться об их выздоровлении или помочь разрешить жизненные неурядицы. Телеграммы с подобными просьбами хранятся в Фонде Иоанна Кронштадтского (ЦГИА. Ф. 2219). Игум. Таисией описан случай, как в июне 1903 г. по молитвам святого в окрестностях Леушино прекратилась эпидемия сибирской язвы (Таисия (Солопова). 2006. С. 160-162). В Л. м. воспитывалась племянница святого. В последний раз прав. Иоанн Кронштадтский посетил Л. м. в 1908 г., незадолго до смерти, пробыв там 9 дней. Как пишет игум. Таисия, уезжая, он «стал все оборачиваться назад и глядел на обитель. Предполагая, что он забыл что-нибудь или хочет сказать едущим позади нас, я спросила его об этом, но он отвечал: «Любуюсь еще раз на твою обитель: тихая, святая обитель! Да хранит ее Господь; поистине с вами Бог!»» (Там же. С. 167).

К XXI в. во мн. популярных изданиях сообщалось о существовании в Л. м. местночтимой святыни - Леушинской иконы Божией Матери, связанной с Даневской иконой Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» (см., напр.: Беловолов Г., прот. Леушинская икона Божией Матери «Азъ есмь с вами и никтоже на вы». СПб., 2009; Ильинская А. В. Опираясь на Леушинский посох: Паломничество в Леуш. Град-Китеж. СПб., 2003). Согласно недостоверной легенде, в кон. XIX в. по благословению игум. Таисии была написана икона Божией Матери с надписью: «Аз есмь с вами и никтоже на вы» - и якобы подарена прав. Иоанну Кронштадтскому, к-рый назвал икону «Спасительницей России». Святой передал образ в благословение иеросхим. Серафиму (Вырицкому) со словами: «Молись о спасении России пред этой иконой». Источником этой легенды является некая т. н. записка бывш. хранителя иконы «схиархимандрита» (?) Херувима (Дегтяря), основанная, по его словам, в значительной степени на рассказе предыдущих хранителей образа. Но записка, в тексте к-рой имеются многочисленные фактические ошибки, не является надежным источником. Упоминания об иконе отсутствуют в документах по истории Л. м., его скитов и подворий, а также во мн. дореволюционных публикациях (см. подробнее: Филимонов. 2009; Он же. 2012). Отсутствие документальных подтверждений и многочисленные неточности в сведениях об иконе послужили основанием для отклонения представления о включении в общецерковный месяцеслов дня празднования иконе «Аз есмь с вами и никтоже на вы» в ее т. н. Леушинском изводе на 68-м заседании Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ 5 июля 2004 г.

Арх.: ГАВО. Ф. 986. Оп. 1. Д. 147, 148, 186; Ф. 1010. Оп. 3. Д. 27, 30; Д. 98. Л. 10, 14; Д. 152; Ф. 1067. Оп. 1. Д. 409; Ф. 1129. Оп. 1. Д. 1-5; ГАЯО. Рыбинский фил. Ф. 9. Оп. 1. Д. 1461. Л. 55; Д. 1511, 1572, 1581; Д. 1608. Л. 43, 46; Д. 1683; Д. 1740. Л. 55; Д. 1811. Л. 54; Д. 1878. Л. 55; Д. 1951; Д. 1959. Л. 55; Д. 2035. Л. 55; Д. 2121. Л. 5; Д. 2208. Л. 5; Д. 2310. Л. 54; Д. 2494. Л. 41-42; Д. 3464. Л. 42-43; ГИАНО. Ф-480. Оп. 1. Д. 3236. Л. 330-332 об.; Д. 3316. Л. 116-118 об.; Д. 3324. Л. 115-117 об.; Д. 3427; Д. 3787. Л. 22-23, 26-27; Д. 3796. Л. 69 об.; Д. 3797. Л. 82, 85-85 об., 86 об.; Д. 3799; Д. 3935. Л. 289-403; Д. 3934. Л. 212-224; Д. 3973. Л. 223-235; Д. 3976. Л. 287-397; Д. 4017а. Л. 426-538; Д. 4280. Л. 73-73 об.; Д. 4300. Л. 216-224; Д. 4306; Д. 4546-4549; Д. 4570. Л. 20; Д. 4568. Л. 1-1 об., 3-7 об.; Д. 4683; Д. 4750. Л. 4; Д. 4943. Л. 898-1022; Д. 4858. Л. 10; Оп. 3. Д. 19. Л. 1-5 об.; Ф. 481. Оп. 1. Д. 31. Л. 2-2 об.; Д. 45. Л. 2-10, 22-34; Д. 48. Л. 1; Д. 55. Л. 1-6; Д. 72. Л. 30-67 об.; Д. 198; Д. 207. Л. 18-18 об.; Д. 299; Д. 424. Л. 10-14; Д. 515. Л. 24; Д. 520. Л. 26-32 об.; Д. 533. Л. 2, 71 об.; Д. 713. Л. 9-14 об.; Д. 983. Л. 3; Оп. 3. Д. 19; Ф-835. Оп. 1. Д. 112; Ф. Р-131. Оп. 1. Д. 84. Л. 64; Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 74. Л. 77 об.; Ф. Р-2136. Оп. 3. Д. 4. Л. 443; РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Д. 2484; Д. 2569; ЧерМО. Ф. 8. Оп. 5. Д. 1-4; Череповецкий центр хранения документации. Ф. 5. Оп. 3. Д. 14. Л. 108; Ф. 11. Оп. 2. Д. 3. Л. 35-35 об.; Д. 18. Л. 9-9 об.; Ф. 20. Оп. 1. Д. 10; Ф. 830. Оп. 1. Д. 1; ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 12. Д. 610. Л. 164 об.; Оп. 13. Д. 22. Л. 249; Оп. 48. Д. 48. Л. 99; Оп. 51. Д. 35; Ф. 7179. Оп. 10. Д. 237. Л. 40; Д. 281. Л. 9; Д. 283. Л. 125-183; Д. 791. Л. 153-154; Д. 902. Л. 47-48; Д. 1159. Л. 315-358; Ф. 7383. Оп. 1. Д. 64. Л. 24; Ф. 7384. Оп. 33. Д. 311; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 115. Д. 1289; Ф. 2219. Оп. 1. Д. 7 а-г, 8, 9 а-б, 10, 14 а-б, 15, 21, 27, 28; УФСБ по Вологодской обл. Д. № П-13139.
Ист.: Новгородские ЕВ. 1875. № 12. С. 6; 1877. № 3. С. 48; 1880. № 9. С. 134; 1881. № 6/7. С. 99; № 10. С. 271; 1882. № 14/15. С. 246; 1883. № 8/9. С. 120; № 13/14. С. 195; № 15. С. 214; № 17/18. С. 266; № 20. С. 301; 1884. № 14. С. 229; № 16. С. 245; 1885. № 8. С. 92; № 11. С. 130; № 20. С. 280-281; № 21. С. 292-293; 1886. № 12. С. 187; № 14. С. 226, 230; № 21. С. 400; 1887. № 4. С. 61; № 9. С. 166; № 11. С. 177; № 17/18. С. 266; 1888. № 23. С. 393; № 24. С. 429; 1889. № 5. С. 72; № 7. С. 97; № 9. С. 149; № 14. С. 222; № 16. С. 300; № 21. С. 368; 1890. № 9. С. 322; № 23. С. 642; 1891. № 18. С. 447, 448; 1892. № 4. С. 70; № 10/11. С. 245; 1893. № 19. С. 313; № 24. С. 402; 1894. № 8. С. 287; № 29. С. 987-991; 1897. № 10. С. 588; 1901. № 13. С. 845-862; 1903. № 4. С. 200; № 21. С. 1238; 1904. № 2. С. 51; № 10. С. 614; № 17. С. 1117; 1905. № 9. С. 488; № 11. С. 610; 1907. № 50. С. 1573; 1908. № 22. С. 657-658; № 23. С. 711; № 46. С. 1442; 1909. № 16; С. 438; № 22. С. 632; № 27. С. 800; 1910. № 15. С. 401-402; № 34. С. 1039; 1911. № 19. С. 623; № 26. С. 861-863; № 32. С. 1055; № 33. С. 1064; 1915. № 1. С. 49; № 5. С. 186-187; № 6. С. 221-224; № 7. С. 258-260; № 8. С. 286-288; № 10. С. 352-358; 1916. № 28. С. 860; № 50. С. 1576; 1917. № 1. С. 39; № 3. С. 157; 1918. № 10. С. 169; № 12. С. 11; № 21. С. 16; ПрибЦВ. 1891. № 40. С. 1378; ЦВ. 1903. № 51/52. С. 400.
Лит.: Стефан (Куртеев), иером. Сказание об основании новой Пустынно-Предтеченской жен. общины. Вятка, 1880; Каргопольцов И. Н. Г. В. Каргопольцова. СПб., 1888; Краткие сведения о сооружении каменного 3-престольного соборного храма в Иоанно-Предтеченском Леушинском мон-ре Череповецкого у. Новгородской епархии. СПб., 1891; Таисия (Солопова), игум. Начало Сурской жен. обители. СПб., 1900; она же. Сурская жен. обитель во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова на родине о. прот. Иоанна Сергиева. СПб., 19012; она же. Жизнеописание юродивой старицы Евдокии Родионовой, жившей при начале основания Иоанно-Предтеченского Леушинского первокл. жен. мон-ря. СПб., 1911; она же. Записки. Пг., 1916; она же. Леушинское подворье в Рыбинске: Ист. описание. СПб., 2002; она же. Соч. М., 2006; Событие в церкви Леушинского подворья 14 марта 1902 г. в СПб., с прил. Очерка жизни о. Иоанна Ильича Сергиева, прот. Андреевского собора в Кронштадте. СПб., 1902; Ист. описание Иоанно-Предтеченского Леушинского жен. мон-ря. СПб., 19073; Иоанн Кронштадтский, св. Беседы с настоятельницей Иоанно-Предтеченского Леушинского первокл. мон-ря игум. Таисией: С присовокуплением описания нек-рых особ. событий из жизни игум. Таисии. СПб., 1909; он же. Письма к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского первокл. мон-ря игум. Таисии. СПб., 1909; Орнатский И., прот. У свежей могилы // Кронштадтский пастырь. СПб., 1915. № 4; Светловский А., прот. Поминальная проповедь памяти игум. Таисии // Новгородские ЕВ. 1915. № 8. С. 286-288; Коммунист. Череповец, 1929. 13 окт.; 1930. 5 янв.; Вперед. Мякса, 1932. 18 янв.; Стрельникова Е. Р. Кронштадтский пастырь на Кирилловской земле // К свету: Альм. М., 1997. Вып. 15. С. 112-120; она же. Агния (Благовещенская), игум. // ПЭ. 2000. Т. 1. С. 260-261; Успенский скит С.-Петербургского Иоанновского мон-ря. М., 2003. Снытко О. В. История Леушинского Иоанно-Предтеченского мон-ря в док-тах Новгородского ист. архива // Вестн. ПСТГУ. 2004. № 3. С. 177-205; Филимонов В. П. О прп. Серафиме Вырицком и иконе «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Кириллов, 2009; он же. Икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»: Правда и вымыслы. Вологда, 2010; он же. Под маской православия. Вологда, 2010; он же. Как создаются легенды. Вологда, 2012; Мальцев М. Г. Подарок из прошлого: о Мяксе, Леушинском мон-ре и обретении неизв. автографа Иоанна Кронштадтского и фотографии игум. Таисии // Благовестник. 2009. № 7/9. С. 14-25; он же. Антониева Черноезерская пустынь. СПб., 2010. Ч. 1-3; он же. Дочерние обители Леушинского мон-ря. СПб., 2010; он же. Игумении, священнослужители и церковнослужители Леушинского мон-ря. СПб., 2010; он же. Игум. Таисия (Солопова). СПб., 2010; он же. Леушинский мон-рь от основания обители до кончины игум. Таисии. СПб., 2010; он же. Леушинский мон-рь в годы гонений на веру. СПб., 2010; он же. Леушинский мон-рь после выселения монахинь. СПб., 2010; он же. Летопись Леушинского мон-ря. СПб., 2010; он же. Насельницы Леушинского мон-ря. СПб., 2010; он же. От автора статьи «Подарок из прошлого» // Благовестник. 2010. № 1/3. С. 48-51; он же. Св. прав. Иоанн Кронштадтский на Череповецкой земле. СПб., 2010; он же. Храмы, часовни и подворья Леушинского мон-ря. СПб., 2010; он же. Летопись Парфеновского мон-ря. СПб., 2011; он же. Парфеновский мон-рь. СПб., 2011. Ч. 1-2.
М. Г. Мальцев
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), протоиерей, святой, праведный (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) Леушинский во имя святого Иоанна Предтечи женский монастырь, затоплен Рыбинским водохранилищем
См.также:
АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии)
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АГРАФЕНИНА РЯЗАНСКАЯ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в 14,5 км к сев. от Рязани
АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Воронежской и Липецкой епархии
АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Алатырской и Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ КОШЛОУШСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Казанской епархии